Остроумная и умная книжка, которую бы я рекомендовала разместить на психологических сайтах, где поднимается вопрос о кризисе среднего возраста: главная героиня, от лица которой ведется рассказ, женщина, перешагнувшая четвертый десяток лет, окончившая АСУ- факультет автоматизированных систем управления — и тянущая лямку в какой-то фирме, будучи в ней всего лишь одной из незаметных единиц офисного планктона, вдруг, в связи с очередным экономическим кризисом, подпадает под увольнение.
И эта, уже личная пограничная ситуация, дает толчок ретроспективно направленной рефлексии, тем детским и юношеским впечатлениям-воспоминаниям, которые помогают героине личный кризис преодолеть. Ретроспекция, точно полотно, держится на сюжетных остриях: главные вехи пройденного пути - дружба с тремя Ленками и двумя Галями.
Все они - любимые подруги. И авторам удались создать разные характеры. Но особенно четко и выпукло — противоречивый характер самой рассказчицы, которая одновременно недоверчива и лишена стеснительности, импульсивна, порой агрессивна, но в то же время она - девочка справедливая и умная, а, в определенной степени ( и в хорошем смысле) даже патриархальная по установкам: дед, бабушка, особенно мама — для нее непререкаемые авторитеты, не должные подвергаться критике (бабушка, безжалостно отправляющая на погибель в далекий лес кота рассказчицей не осуждается). Очень хорошо показана школа - натуральные круги ада. Смягчает мрачное впечатление — юмор. Весьма удались авторам сатирические портреты учителей. Книга «Я, две Гальки и три Ленки» этим напомнила мне «Кондуит и Швамбранию» Льва Кассиля, и потому тот, кто усмотрит в характеристиках преподавателей школы «советский след» ошибется: такие как бессердечная учительница литературы, не верящая ни ученикам, ни своим глазам, были всегда, есть и сейчас. «Елизавета Никифоровна – дама средних лет, внушительной комплекции, с лошадиным лицом», заслужившая прозвище Крца «постоянным повторением междометия, которое (..) слышалось как «крца», так же, как преподавшая историю директор школы, конечно же, знали слово «справедливость», но только слово, а не понятие. Потому что справедливость — это дар, как писал философ И. Ильин, предполагающий «в человеке доброе, любящее сердце, которое не хочет умножать на земле число обиженных, страдающих и ожесточенных. Этот дар предполагает еще живую наблюдательность, обостренную чуткость к человеческому своеобразию, способность вчувствоваться в других. Справедливые люди отвергают механическое трактование людей по отвлеченным признакам. (..) Они хотят рассматривать каждого человека индивидуально и постигают скрытую глубину его души…»
Именно это главное — обостренная чуткость к индивидуальному, к своеобразию каждого отдельного ученика — в школе, о которой рассказывают авторы, отсутствовало . Черствость и лживость учителей ранили детские души, их схематичный тупой подход был причиной того, что ребенку ( например, одной из подруг- Ленке) внушался образ «плохого ученика», от которого внушаемый ребенок не мог избавиться. Отсутствовало уважение к индивидуальности и в обществе, поскольку справедливость понималась как равные возможности для совершенно разных людей... Однако, для некоторых делались исключения. Авторы весьма остроумно показали: отпрыски сильных мира сего (в годы детства рассказчицы это была номенклатура и торговые работники) получают,так сказать, бонусы на все: и на лучшие отметки, и на незаслуженные аттестаты, и, на, пусть фиктивное, но активно демонстрируемое уважение зависящих от их родителей учителей.
Выпукло прописан и образ мамы рассказчицы: это неглупая, хорошо социально адаптированная, любящая дочь женщина, которая на все дочерние «уходы в болезнь» из-за психологических травм, отвечает обилием лекарств и озабоченным поиском соматической причины недомогания. Кстати, «уходы в болезнь» - весьма яркие эпизоды повести - еще один повод расположить текст книги на психологических сайтах, хотя бы фрагментарно. Примеры, приведенные в книге, доказывают: социальные травмы,особенно школьные конфликты, да и любые психологические стрессы, становятся у детей причинами часто весьма затяжных соматических заболеваний.
Вообще школьные конфликты даны очень точно: это и борьба за власть, за авторитет и группировки ( чего стоят те же бандерлоги - группировка, державшая в страхе класс), и те испытания, которые почти всегда уготованы новеньким …
Как-то меньше впечатлила часть книги, посвященная институтской поре,- она очерчена более бегло и более равнодушно, что ли... Однако, для главной идеи книги эта часть тоже необходима. Ведь, как бы прокрутив время назад, восстановив в памяти все свои детские раны и детские дружбы, а потом студенческие разочарования и небольшие, но очень важные для саморазвития личные победы, героиня замыкает круг той жизни, которая, в общем-то была результатом материнского сценария,- это убедительно показано авторами, и может служить третьей причиной восприятия книги как помощника и даже советчика именно в ситуациях, когда требуется помощь психолога. Материнский сценарий — вполне благополучный — однако, не дал героине главного — она не нашла себя.
И вот, что показалось мне особенно ценным: книга читается легко, она полна юмора и метких сатирических наблюдений. Изложенные скучным языком психологические проблемы становятся не помощью, а препятствием для читателя, который ищет в книге ответов на свои вопросы, ступив на путь к личностному самовоплощению. А Марина Борская и Георгий Борский написали живую и легкую книгу, которая, возможно, кому-то сможет помочь найти свое настоящее «Я» Лучше пусть поздно, чем никогда. И лучше смеясь, чем плача.
Ведь как раз самоактуализация, говоря психологическим языком, и есть главная цель героини. Она не хочет больше быть синим шариком в руке, она выбирает свободу - путь в неизведанное.