Пишем о тех, кого хорошо понимаем и знаем
Пишем о себе и о таких, как мы...

 

Остроумная и умная книжка, которую бы я рекомендовала разместить на психологических сайтах, где поднимается  вопрос о кризисе среднего возраста:  главная героиня, от лица которой ведется  рассказ, женщина, перешагнувшая четвертый десяток лет,  окончившая АСУ- факультет автоматизированных систем управления — и тянущая лямку в какой-то фирме, будучи в ней всего лишь одной из незаметных единиц офисного планктона, вдруг, в связи с очередным  экономическим кризисом, подпадает под увольнение.
И эта, уже личная пограничная ситуация,  дает толчок ретроспективно направленной рефлексии,  тем  детским и юношеским  впечатлениям-воспоминаниям, которые помогают героине  личный кризис преодолеть. Ретроспекция, точно  полотно, держится на  сюжетных остриях: главные вехи пройденного пути -  дружба с тремя Ленками и двумя Галями.

Все они  - любимые подруги. И авторам удались создать разные характеры. Но особенно четко и выпукло — противоречивый характер самой рассказчицы,  которая  одновременно недоверчива и лишена стеснительности, импульсивна,   порой агрессивна, но в то же время она - девочка справедливая и умная, а, в определенной степени ( и в хорошем смысле) даже  патриархальная по установкам: дед, бабушка, особенно  мама — для нее непререкаемые авторитеты, не должные подвергаться критике (бабушка, безжалостно отправляющая на погибель в далекий лес кота рассказчицей не осуждается). Очень хорошо показана школа - натуральные круги ада.  Смягчает  мрачное впечатление — юмор.  Весьма удались авторам  сатирические портреты учителей. Книга «Я, две Гальки и три Ленки» этим напомнила мне «Кондуит и Швамбранию» Льва Кассиля, и потому тот, кто усмотрит в  характеристиках преподавателей школы  «советский след» ошибется: такие  как  бессердечная учительница литературы, не верящая ни ученикам, ни своим глазам, были всегда, есть и сейчас. «Елизавета Никифоровна  – дама средних лет, внушительной комплекции, с лошадиным лицом»,  заслужившая  прозвище Крца «постоянным повторением междометия, которое (..) слышалось как «крца»,  так же, как  преподавшая историю директор школы, конечно же, знали слово «справедливость», но только слово, а не  понятие. Потому что справедливость — это  дар, как писал философ И. Ильин, предполагающий  «в человеке доброе, любящее сердце, которое не хочет умножать на земле число обиженных, страдающих и ожесточенных. Этот дар предполагает еще живую наблюдательность, обостренную чуткость к человеческому своеобразию, способность вчувствоваться в других. Справедливые люди отвергают механическое трактование людей по отвлеченным признакам. (..) Они хотят рассматривать каждого человека индивидуально и постигают скрытую глубину его души…»
Именно это главное — обостренная чуткость к индивидуальному, к своеобразию каждого отдельного ученика — в школе, о которой рассказывают авторы, отсутствовало . Черствость и лживость учителей ранили детские души, их схематичный тупой подход был причиной того, что ребенку ( например,  одной из подруг- Ленке) внушался образ  «плохого ученика», от которого внушаемый  ребенок не мог избавиться.  Отсутствовало уважение к индивидуальности  и в обществе, поскольку справедливость понималась как равные возможности для совершенно разных людей...  Однако, для некоторых делались исключения. Авторы весьма остроумно показали: отпрыски сильных мира сего (в годы детства рассказчицы это была номенклатура и торговые работники) получают,так  сказать, бонусы на все: и на лучшие отметки, и на  незаслуженные аттестаты, и,  на, пусть фиктивное, но активно демонстрируемое уважение зависящих от их родителей учителей.
Выпукло  прописан и образ мамы рассказчицы: это неглупая, хорошо социально адаптированная, любящая дочь женщина, которая  на все дочерние «уходы в болезнь» из-за психологических травм, отвечает обилием лекарств и озабоченным поиском соматической причины недомогания. Кстати, «уходы в болезнь» -  весьма яркие эпизоды повести - еще один повод расположить текст книги на психологических сайтах, хотя бы фрагментарно.  Примеры, приведенные  в книге, доказывают:  социальные травмы,особенно школьные конфликты, да  и любые психологические стрессы, становятся у детей причинами часто весьма затяжных соматических заболеваний.
Вообще школьные конфликты  даны  очень точно: это и борьба за власть,  за авторитет и группировки ( чего стоят  те же бандерлоги - группировка, державшая в страхе класс), и  те испытания, которые  почти всегда уготованы новеньким …
Как-то меньше впечатлила часть книги, посвященная институтской поре,- она очерчена  более бегло и более равнодушно, что ли... Однако,  для главной идеи книги эта часть тоже необходима. Ведь,  как бы прокрутив время назад,  восстановив в памяти все свои детские раны и детские дружбы, а потом студенческие разочарования и небольшие, но очень важные для  саморазвития личные победы, героиня  замыкает круг той жизни, которая, в общем-то была результатом материнского сценария,- это  убедительно показано авторами, и может служить третьей причиной  восприятия книги как  помощника и  даже  советчика именно в ситуациях, когда требуется помощь психолога. Материнский сценарий — вполне благополучный — однако, не дал героине главного — она не нашла себя.  
И вот, что показалось  мне особенно ценным: книга читается легко, она полна юмора и метких сатирических наблюдений. Изложенные  скучным языком психологические проблемы становятся не помощью, а препятствием для читателя, который ищет в книге ответов на   свои вопросы, ступив на путь к личностному самовоплощению. А Марина Борская и Георгий Борский написали  живую и легкую книгу, которая, возможно, кому-то  сможет помочь найти свое настоящее «Я» Лучше  пусть поздно, чем никогда. И лучше смеясь, чем плача.
Ведь как раз  самоактуализация, говоря психологическим языком,  и есть главная цель героини. Она не хочет больше быть синим шариком в руке, она выбирает свободу - путь в неизведанное.